упаковочные коробки для подарков дешево

Вождь у дороги

Эту тему издания, как правило, обходят стороной. Странное дело: даже популярный путеводитель по Ленинграду 1957 года - когда в городе стояли еще как минимум два весьма заметных памятника Сталину - об этом факте умалчивает. Конечно, проспект имени И.В.Сталина уже переименован в Московский, борьба с культом личности разгорается - но с другой стороны, тело вождя еще остается в Мавзолее, а в Ленинграде по-прежнему существует Сталинский район, бывший Выборгский. Отчего ж молчание?

Впрочем, тема сталинских памятников в Ленинграде не так уж безнадежна. Существуют ведь не только книги: пресса сталинской поры, разумеется, не вправе была обойти молчанием открытие этих монументов. Тем более, что случилось оно осенью 1949 года, в канун сталинского семидесятилетия…

Да, непростой это был год, для многих горожан роковой: начиналось "ленинградское" дело. Но он и принес нашему городу сразу несколько памятников отцу народов. Правда, формально монументы открывали не к юбилею вождя, а к ноябрьским праздникам. Открывали споро: три ноябрьских дня - 4, 5 и 6 - вместили в себя все главные мероприятия.

Самое заметное из них происходит пятого числа: на только-только обустроенном Обводном канале торжественно открывается новый архитектурный ансамбль. В двенадцать дня взорам трудящихся предстает бронзовый Ленин в специально обустроенной нише Варшавского вокзала, в два часа - Сталин в новом сквере у Балтийского. Оба памятника сооружены по моделям известного скульптора Н. В. Томского (знакомого нам по Кирову на Кировской площади). Сборник "Архитектура и строительство Ленинграда" подытоживал работу создателей ансамбля: "Ведущая его идея - как можно лучше выявить и раскрыть образы В. И. Ленина и И. В. Сталина - решена четко и ясно". Радовался тогда и "Вечерний Ленинград": "Несмотря на осеннее время, центральная клумба покрыта пестрым ковром цветущих виол и маргариток. Сквер спланирован таким образом, что со всех сторон хорошо виден монумент И.В.Сталина". (Вообще-то реакция городской прессы на открытие монументов была тогда достаточно сухой, но "Вечерний Ленинград" отличился - дал не "тассовские", а собственные сообщения. Оттого и лиричность…)

Почему Сталин появился у Балтийского вокзала? Объяснение тому дает упомянутый уже архитектурный сборник: "Железнодорожный путь с Балтийского вокзала ведет к тем историческим местам, где в июне 1919 года товарищ Сталин руководил боевыми действиями по ликвидации контрреволюционного мятежа на фортах Красная Горка и Серая Лошадь". Впрочем, это объяснение идеологическое, а есть еще одно - географическое; но о нем позже…

Сталин на Обводном - не первый монумент вождю в нашем городе. Еще накануне, четвертого ноября, открыли памятник в самом конце Старопарголовского проспекта (нынешний проспект Мориса Тореза), близ Поклонной горы. Открывали, как водится, с помпой - и газеты цитировали митинговые речи: "Мы горды тем, что въезд в наш город открывается скульптурой великого Сталина, поставленной здесь в знак огромной любви ленинградцев к гениальному вождю народов". Автором этого монумента был скульптор В.И.Ингал (известный, кстати, не менее Томского: он и его постоянный соавтор В.Я.Боголюбов исполнили также памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади).

Теперь шестое ноября. Вначале трудящиеся собираются у Невы, на проспекте деревни Мурзинки (нынче это самая дальняя часть проспекта Обуховской обороны) - в полдень там, "у восточного въезда в Ленинград", открывают четвертый за эти дни монумент. Он выполнен опять же по модели Н.В.Томского - той же, что и на Обводном.

А через два часа митинг начинается в сквере у Смольного - тут открывают небольшие бюсты Ленина и Сталина работы названных уже Боголюбова и Ингала. "Новички" дополняют давно стоящих в саду Маркса и Энгельса. Ну а газеты со ссылкой на ЛенТАСС, как обычно, сообщают выверенные подробности: "Люди, заполнившие подходы к Смольному, с волнением наблюдали, как под звуки Гимна Советского Союза освободились от покровов бронзовые бюсты великих вождей".

Так завершилась эта стахановская трехдневная вахта. Но эпопея со сталинскими памятниками в Ленинграде на том не закончилась. Примерно в ту же пору в городе появился еще один сталинский монумент - снова в паре с Лениным, снова у въезда в город - на Средней Рогатке, нынешней площади Победы. Эти памятники были опять же работы Н.В.Томского, и здешний Сталин практически ничем не отличался от стоявших на Обводном и у Невы. Правда, об открытии этого монумента газеты ничего не сообщали - кажется, оттого, что открыт он был с запозданием, не в срок...

Вот так и вышло: четыре сталинских памятника встали в 1949 году на въездах в Ленинград - каждый на своей стороне света. Северный - у Поклонной горы, южный - на Средней Рогатке, восточный - около Невы, западный - близ Балтийского вокзала. Ну а пятый - бюст - оказался в центре этой своеобразной композиции, в самом сердце социалистического Ленинграда…

Нельзя сказать, впрочем, что Ленинград особо гордился новыми памятниками. Скорее, наоборот. Ведь создавались они по давно уже готовым, одобренным свыше моделям (не "эксклюзив", говоря нынешним языком), да и сам герой симпатию вызывал не у всех. Оттого, наверное, и сдержанное отношение прессы к монументам, и молчание путеводителя. Тем более уж после старта кампании по развенчанию культа…

"Десталинизация" Ленинграда началась в 1956-м году. Прежде всего взялись за имена улиц - но понемногу перешли и к монументам. Пресса о снятии сталинских монументов, кажется, не писала ничего - но в 1959-м впервые изданный справочник по городской скульптуре упоминает уже лишь о двух стоящих памятниках - близ Поклонной и у Невы.

А потом пришел 1961-й год и XXII-й съезд партии, после которого тело Сталина вынесли из Мавзолея - и стало ясно, что памятники эти обречены. Кажется, тогда же их отправили на завод "Монументскульптура" для переплавки - чтобы никому не пришло в голову вернуть изваяния обратно…

© Д.Шерих, 1998