right here

Вдали, над пылью - Переулочный

"Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века"

Техник Максим Федорович Переулочный большого следа в петербургской истории не оставил. Изредка строил доходные дома (преимущественно на Васильевском острове), перестроил малоизвестную фабрику "Рубероид" на окраине столицы, в Новой Деревне. Спроектировал аж две обойных фабрики. Но все его дела благополучно были преданы забвению, покрылись архивной пылью и почти стерлись из памяти города. Да и стерлись бы насовсем, если бы не усилия исследователей петербургского зодчества, сумевших учесть и оценить даже самые скромные, самые незаметные архитекторские судьбы.

Вышла в свет книга "Архитекторы-строители Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX века". Уже само ее название предупреждает: речь пойдет не только и не столько о знаменитых зодчих (слово "строитель" подразумевает куда более скромный масштаб). Имен в книге - тысячи, и почти каждому из них сопутствует биографическая справка и список построек. Постройки не только названы: определена и степень участия в них, и сохранность зданий на нынешний день, и современные адреса. Обилие сведений невероятно: по сути, многое из того, что сообщается в справочнике, можно считать открытием.

Книга, разумеется, не анонимна. Авторы ее - А. М. Гинзбург и Б. М. Кириков. Второго из них представлять не надо: есть ли в нашем городе более авторитетный специалист по архитектуре модерна? О труде же Гинзбурга над книгой сам Кириков говорит в предисловии не без восхищения: "выполнил (на общественных началах!) объем работы целого научного коллектива".

Кроме двух основных авторов есть и другие, их вклад в подготовку книги, быть может, и не так велик, но весьма значим. Предисловие отдает дань всем.

...До сей поры почти все выходящие в свет историко-архитектурные книги вполне фрагментарны и отрывочны. Не удивительно ли, что не существует сколько-нибудь полного справочника по архитекторам петербургского барокко, классицизма - от Трезини до Монферрана, включая опять же малоизвестных и забытых! Творчеству гениального Росси посвящена уже не одна книга, и выходят все новые, а о его современниках, сумевших создать творениям Росси достойное окружение, вспоминают реже и реже.

Почему? Разгадка проста: выход изданий зависит совсем не от абстрактных планов и нужд, не от принципов исторической справедливости, а от факта существования совершенно определенных авторов со своим кругом интересов. Нет нужды сомневаться, что усилиями Б.М. Кирикова и его коллег уже скоро зодчество рубежа веков будет знакомо горожанам лучше, чем архитектура, скажем, века восемнадцатого...

Последние слова _ об издательских достоинствах книги. Издательство "Пилигрим" оказалось в этот раз вполне на высоте: книга смотрится хорошо. Она вряд ли залежится в магазинах.

© Д.Шерих, 1996