Издательство "Лики России" совместно с ГП "Горэлектротранс" выпустило в свет великолепный альбом "Трамвай и троллейбус Санкт-Петербурга". Эта книга словно подводит итог отшумевшему только что юбилею питерского трамвая.
Вообще-то в последние годы появилось уже несколько объемистых томов, посвященных трамвайно-троллейбусной истории. Те же "Лики России" в сотрудничестве с "Горэлектротрансом" издали памятный многим альбом "От конки до трамвая", работу о блокадной поре - "Ленинградский трамвай: 1941 - 1945", книгу "Петербургский троллейбус".
Новая работа, однако, не повторяет, а дополняет уже сделанное. Ее отличительная черта - в том, что книга эта сделана прежде всего "как подарок ветеранам - людям, на долгие годы связавшим свою судьбу с трамваем и троллейбусом". А потому в ней немало говорится о работе подразделений, парков и служб "Горэлектротранса", о жизни и быте трамвайщиков в былые годы.
Не стоит, однако, думать, что новый альбом неинтересен широкому читателю. Среди подробностей прошлого, любовно рассказанных авторами книги, есть масса любопытнейших бытовых мелочей, памятных и дорогих питерскому старожилу. Например, изложена история и дано иллюстрированное описание цветных маршрутных огней, коими всегда славились питерские трамваи. А вот еще любопытная страница - билеты и талоны трамвая, троллейбуса и конки за разные годы их жизни. И рядом _ выдержки из прессы прошлых лет. Скажем, из "Ленинградской правды" за 8 июня 1935 года: "Одно время на городской железной дороге появились поддельные трамвайные билеты. Они распространялись кондукторами... Расследование установило мошенничество, и суд приговорил главаря Александрова, Лукамина А. И., Куленова к 3 годам лишения свободы".
Не забыли создатели книги и о знаменитой "колбасе" и облюбовавших ее "колбасниках", доставлявших трамвайщикам немало хлопот. В тридцатые годы, да и позже "колбасе", то есть заднем буфере трамвайного вагона, очень любили прокатиться мальчишки-безбилетники. С их лихачеством власти боролись всемерно, и та же "Ленинградская правда", например, сообщала 10 января 1933 года: "В ближайшее время по городу выделен особый наряд в составе 50 милиционеров специально для наблюдения за порядком на трамвае. Трамвайная милиция будет вести борьбу с перегрузкой вагонов "висельниками" и "колбасниками" и т. д."
...Нынче на "колбасе" трамвая никто уже не ездит, но перегрузки, что греха таить, случаются все равно. А что поделаешь, ведь трамвай - по-прежнему популярнейший вид транспорта в Петербурге...
© Д.Шерих, 1997