Век "мимолетного" стиля

"100 лет петербургскому модерну"

Скромным тиражом в пятьсот экземпляров вышла в свет книжка "100 лет петербургскому модерну". Сухой ее подзаголовок - "Материалы научной конференции" - может отпугнуть многих читателей, решивших, что сборник адресован одним специалистам. Но это верно лишь отчасти.

Конференция "100 лет петербургскому модерну" состоялась прошлой осенью в доме Набокова. Выступали на ней специалисты из Петербурга, Москвы, Вильнюса. Темы докладов были разнообразны - от витражей в зданиях эпохи модерна до отражения модерна в художественной литературе. Даже названные две темы дают ясное представление: темы, затронутые на конференции, не лишены интереса и для рядового ценителя петебургской старины.
Что достойно в сборнике особенного внимания? Не берусь ответить за специалистов, скажу за себя.
Статья москвички М.В.Нащокиной открывает одну неожиданную истину: в отличие от нас, воспринимающих модерн как большой стиль, своего рода "стиль эпохи", для современников модерн был стилем "мимолетным", временным, одним из множества стилистических направлений той поры.
В.С.Горюнов и П.П.Игнатьев рассказывают о судьбе и восприятии одного из самых необычных зданий города - дома Германского посольства; жители столицы приняли его появление скептически (их реакцией был "взрыв общественного недоумения, неприязненного чувства и искреннего смеха"), а вот немцы, оказывается, от творения своего соотечественника Петера Беренса были в восхищении.
Б.М.Кириков пишет о царскосельской даче великого князя Бориса Владимировича: он называет ее первым памятником петербургского модерна и подробно анализирует ее историю и ее облик.
Всего в сборнике больше двух десятков статей, и каждая из них по своему интересна. Интересна не только специалистам. Ведь что бы ни говорили петербуржцы былых лет, для нас модерн - стиль особый, тесно связанный с "серебряным веком" русской культуры.

© Д.Шерих, 2001