Скромным тиражом в пятьсот экземпляров вышла в свет книжка "100 лет петербургскому модерну". Сухой ее подзаголовок - "Материалы научной конференции" - может отпугнуть многих читателей, решивших, что сборник адресован одним специалистам. Но это верно лишь отчасти.
Конференция "100 лет петербургскому модерну" состоялась прошлой осенью
в доме Набокова. Выступали на ней специалисты из Петербурга, Москвы, Вильнюса.
Темы докладов были разнообразны - от витражей в зданиях эпохи модерна до отражения
модерна в художественной литературе. Даже названные две темы дают ясное представление:
темы, затронутые на конференции, не лишены интереса и для рядового ценителя
петебургской старины.
Что достойно в сборнике особенного внимания? Не берусь ответить за специалистов,
скажу за себя.
Статья москвички М.В.Нащокиной открывает одну неожиданную истину: в отличие
от нас, воспринимающих модерн как большой стиль, своего рода "стиль эпохи",
для современников модерн был стилем "мимолетным", временным, одним
из множества стилистических направлений той поры.
В.С.Горюнов и П.П.Игнатьев рассказывают о судьбе и восприятии одного из самых
необычных зданий города - дома Германского посольства; жители столицы
приняли его появление скептически (их реакцией был "взрыв общественного
недоумения, неприязненного чувства и искреннего смеха"), а вот немцы, оказывается, от
творения своего соотечественника Петера Беренса были в восхищении.
Б.М.Кириков пишет о царскосельской даче великого князя Бориса Владимировича:
он называет ее первым памятником петербургского модерна и подробно анализирует
ее историю и ее облик.
Всего в сборнике больше двух десятков статей, и каждая из них по своему интересна.
Интересна не только специалистам. Ведь что бы ни говорили петербуржцы былых
лет, для нас модерн - стиль особый, тесно связанный с "серебряным веком"
русской культуры.
© Д.Шерих, 2001